MENU
Главная » 2016 » Август » 31 » Свершился суд над палачами
14:10
Свершился суд над палачами

В преддверии 71-летия военного трибунала в Нюрнберге, необходимо вспомнить о правосудии, свершившемся в 1946 г.

«Впервые в истории преступники против человечества несут ответственность за свои преступления перед Международным Уголовным Судом, впервые народы судят тех, кто обильно залил кровью обширнейшие пространства земли, кто уничтожил миллионы невинных людей, разрушал культурные ценности, ввёл в систему убийства, истязания, истребление стариков, женщин и детей, кто заявлял дикую претензию на господство над миром и вверг мир в пучину невиданных бедствий».

Так начиналась заключительная речь Обвинителя от СССР Руденко Романа Андреевича. Молодого советского прокурора — ему было тогда всего 38 лет — в дни Нюрнбергского процесса узнал и услышал весь мир. Его речь была завершающей тем самым подчеркивалась важность обвинения в данном процессе.

8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции утвердили Соглашение о создании Международного военного трибунала и его Устава, принципы которого Генеральная Ассамблея ООН утвердила как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества.

Идея международного процесса возникла не сразу. Некоторые западные государственные деятели думали расправиться с военными преступниками, не заботясь о процедуре и формальностях. Например, ещё в 1942 г. премьер-министр Великобритании Черчилль решил, что нацистская верхушка должна быть казнена без суда. Это мнение он не раз высказывал и в дальнейшем.

Похожие идеи существовали и по другую сторону Атлантики. В марте 1943 г. госсекретарь США Хапл заявил на обеде, где присутствовал посол Великобритании в США лорд Галифакс, что предпочел бы «расстрелять и уничтожить физически все нацистское руководство».

Президент США Франклин Д. Рузвельт не только не возражал соратникам, но фактически их поддерживал. 19 августа 1944 г. он заметил: «Мы должны быть по-настоящему жёсткими с Германией, и я имею в виду весь германский народ, а не только нацистов. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними таким образом, чтобы они забыли и думать о возможности появления среди них людей, которые хотели бы вернуть старые времена и снова продолжить то, что они вытворяли в прошлом».

Бойцы французского движения Сопротивления казнили без суда 8348 фашистов и их пособников.

Гораздо дальновиднее западных политиков оказался Сталин, ещё в начале войны выступивший за юридическую процедуру наказания военных преступников. Когда Черчилль пытался навязать ему свое мнение, Сталин возразил: «Что бы ни произошло, на это должно быть соответствующее судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам».

Постепенно к идее суда пришли и западные союзники.

После того как 8 августа 1945 года в Лондоне произошло подписание соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников и учреждении Международного военного трибунала, собственно, начал свою работу Комитет главных обвинителей по подготовке процесса.

Характеризуя Нюрнбергский процесс, необходимо подчеркнуть, что это был первый случай, когда перед судом предстали преступники, которые завладели целым государством и сделали государство орудием своих чудовищных преступлений.

Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства, в том числе фильмы о концлагерях Майданека, Заксенхаузена, Освенцима, снятые фронтовыми кинооператорами.

Вступительную речь Руденко Р.А. произнёс 8 февраля 1946 года. Он начал её так:

«Господа судьи! Я приступаю к своей вступительной речи, завершающей первые выступления главных обвинителей на данном процессе, с полным сознанием его величайшего исторического значения.

Впервые в истории человечества правосудие сталкивается с преступлениями такого масштаба, вызвавшими такие тяжёлые последствия.

Впервые перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и самоё государство сделавшие орудием своих чудовищных преступлений.

Впервые, наконец, в лице подсудимых мы судим не только их самих, но и преступные учреждения и организации, ими созданные, человеконенавистнические «теории» и «идеи», ими распространяемые в целях осуществления давно задуманных преступлений против мира и человечества...»

Закончил он эту речь словами: «Во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора, во имя укрепления мира во всём мире, во имя безопасности народов в будущем мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счёт. Это — счёт всего человечества, счёт воли и совести свободолюбивых народов. Пусть же свершится правосудие!»

В заключительной речи Руденко прежде всего суммировал все обвинения.

Адвокаты обвиняемых и тайные сторонники нацистов вне зала суда не раз выдвигали вопросы о неправомерности тех или иных действий трибунала. Руденко дал на них развёрнутые и полные ответы с точки зрения теории и практики права, показал несостоятельность аргументов и отвратительное лицемерие защитников.

Речь Руденко отличали широта обобщений и глобальность выводов. Сделать это по горячим следам войны, находясь в плену эмоций, было очевидно непросто. Роман Андреевич в своем выступлении поднялся до философских высот осмысления мировой трагедии, разоблачил глубинную сущность фашизма, людоедские планы уничтожения целых государств и народов, непреходящую опасность идей национального превосходства для всего человечества. Его доводы легли в основу признания агрессивной войны тягчайшим преступлением.

Выступление получилось громким, международный резонанс был необычайно бурным. Люди во всех уголках Земли восприняли речь Руденко так, как будто он говорил не только от лица СССР, а от их имени всего человечества.

Суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. Двенадцать из них международный трибунал приговорил к смертной казни через повешение.

Конечно, для наказания нацистских преступников необходимо было проделать огромную подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что адвокатами нацистов были лучшие юристы Германии. Имя советского прокурора Романа Андреевича Руденко по праву  вписано в мировую историю. « Да свершится же над фашистскими палачами суд народов – справедливый и суровый».

 

Помощник прокурора района                                                                                                              Д.И. Бережко

Просмотров: 555 | Добавил: sretensk@prokzabkrayru | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0